Что такое турбулентность в самолете, насколько это опасно, может ли самолет упасть. Рассмотрим подробно, что известно об этом явлении.
Самолет является одним из самых безопасных видов транспорта, но в это перестаешь верить, когда попадаешь в зону турбулентности. Насколько это опасно и что известно об этом явлении?
Что такое турбулентность?
Самолеты, как известно, скользят по воздуху. Большую часть времени полет проходит гладко, однако иногда возникают прерывистые воздушные потоки, которые заставляет самолет подниматься и падать.
Есть три основных фактора, которые вызывают турбулентность:
- тепловые, когда теплый воздух поднимается через более холодный;
- механические, когда горная или искусственная структура изменяет ток воздуха;
- сдвиг, который проходит вдоль границы между двумя потоками противоположно движущегося воздуха;
Может ли он упасть?
Турбулентность может вызывать ужас у пассажиров, однако самолеты рассчитаны для полетов в самых экстремальных условиях и могут выдержать влияние турбулентности любой силы.
Что говорят об этом летчики? Самолет нельзя перевернуть вверх ногами, бросить в штопор или сбросить с неба даже самым мощным порывом ветра или воздушным карманом. Условия полета могут быть раздражающими и неудобными, но самолет не потерпит крушения.
Современные самолеты сконструированы таким образом, чтобы выдерживать все, от столкновения с птицами до ударов молнии, от сильной жары и холода до порывов ветра, настолько сильного, чтобы согнуть крыло под углом 90 градусов. Исправный пассажирский лайнер справится с любой турбулентностью.
Пилоты готовы!
Пилоты самолетов, как правило, знают, когда наступает турбулентность, благодаря сводкам о погоде и радиосвязи с диспетчерами. Когда самолет попадает в зону турбулентности, пилоты оповещают управление воздушным движением, а также других пилотов, направляющих самолеты по той же траектории полета. Летчики и наземные службы часто могут обнаружить турбулентный поток на радаре или заметить некоторые характерные погодные условия и подготовиться.
Тем не менее, существует один тип турбулентности, который никто не видит, - это так называемая турбулентность в чистом воздухе, которая возникает ниоткуда в ясном небе. Этот вид турбулентности может быть наиболее опасным, поскольку его внезапное начало не дает время летному экипажу предупредить пассажиров, чтобы они вернулись на свои места и пристегнулись.
Пристегните ремни
Несмотря на все принимаемые меры безопасности, люди получают травмы в результате турбулентности. Обычно это случается, когда они не пристегнуты ремнями безопасности. Экипаж всегда рекомендует оставаться пристегнутым на протяжении всего полета, чтобы обезопасить себя в случае турбулентности в чистом воздухе, которая вызывает большинство травм. Пилоты, кстати, всегда пристегнуты.
Известно, что около 40-100 человек ежегодно получают травмы при проходе зоны турбулентности, но, учитывая, что каждый день летает около восьми миллионов пассажиров, травмы довольно редки.
Будет хуже?
Поскольку планета нагревается из-за глобального потепления, некоторые ученые полагают, что турбулентность станет более распространенной и более сильной. Последние исследования показали, что в ближайшие годы изменение климата может увеличить силу турбулентности на 10-40%, а частота турбулентности может подскочить на 40-170%.
К счастью, производители разрабатывают новое программное обеспечение и лазерные технологии, помогающими пассажирским лайнерам вообще избежать турбулентности. Некоторые модели самолетов уже оснащены датчиками, которые предсказывают невидимые зоны турбулентности, позволяя пилотам избегать этого явления.